♥

Проектная деятельность в библиотеке

Проектная деятельность в библиотеке:

от замысла к реализации

 

В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах. Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Что же  такое "проект"? 

Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата. Замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.

Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.

В библиотечном деле под проектом понимается совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной, четко сформулированной цели.

Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации как целевых читательских групп, так и широкой общественности города. 

Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к кооперации и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.

У проекта есть свои свойства: 

- Временные ограничения 

- Момент начала и окончания работ (решения проблемы)

- Завершенность результата

- Решение крупной, хорошо структурированной проблемы 

- Реализация определенного объема ресурсов

- Явно выраженная цель. 

Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы: 

· Концепция 

· Разработка 

· Реализация 

· Завершение 

Помните, что важно тщательно подойти к названию вашего проекта, поскольку в нем заложена часть успеха продвижения. Оно должно быть «цепляющим», ярким, оригинальным, наполненным интеллектуальным и внутренним смыслом, не иметь негативных ассоциаций и раздражающих формулировок.

 

Начальная фаза проекта – разработка концепции, включающая в себя: 

- Сбор первичных данных и их анализ

- Выявление проблемной ситуации и необходимости в изменениях

- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков 

- Определение возможных путей решения проблемы, их оценка, выработка на их основе предложений

 - Поиск финансирующих организаций и оформление заявок на финансирование.(Для участия в Грандах) 

В первую очередь важно определить основную идею проекта. Необходимо определить: 

- Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта

- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории

- Необходимо показать, как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д. 

Наибольшую трудность вызывает формулировка цели и задач. 

Цель – конечный (отдаленный) результат или продукт, то, во имя чего предпринимается проект (общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно). Это сформулированный желаемый результат с точки зрения пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?». 

Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации. Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия. Когда говорится «улучшение» или «повышение» чего-либо, то непонятно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. 

Так как за задачами всегда стоят определенные результаты, лучше формулировать их глаголами (создать… объединить…изменить). 

Формулируя задачу, ответьте на вопросы: 

- Предусматривает ли задача определенный срок выполнения 

- Обозначено ли в задаче «что» и «как» вместо «зачем» и «почему»

- Поддается ли задача измерению и проверке (каким способом определить ее выполнение)

- Выполнима ли задача

- Понятна ли задача, сформулирована ли ясным и понятным языком 

- Не забудьте, что цели не равны задачам. 

Следующей фазой является фаза разработки. Ее главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так: 

· Назначение руководителя и формирование команды 

· Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов) 

· Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)

· Заключение договора на получение финансирования.

Должно быть ясно, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Объясните, что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. 

На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. 

На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем: 

· Организация PR-кампании, проведение презентаций

· Введение объекта в действие

· Разработка методических материалов, публикаций в СМИ 

· Оценка результатов проекта и подведение итогов 

· Подготовка финансовых и содержательных отчетов для финансирующих организаций 

· Закрытие проекта.

Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями. 

 

 Шаблон проекта

 

 

 

Список проектов, реализуемых в МБУК ГОЩ ЩЦБ в 2023 г

1.«Ребёнок в мире взрослых». Проект ранней профориентации для дошкольников. Щёлковская библиотека семейного чтения. Исаева Н.Н.

2. Документальный кинозал «Живая история». Биографический проект. Щёлковская библиотека семейного чтения Алиева В.Ю. (до 01.06.2023 г.)

3.«Секретный мир подростков в пространстве мира взрослых» Щёлковская юношеская библиотека. Панарина Л.Д. Соколова О.А.

4.«Знай свой край». Щёлковская центральная библиотека. Главный библиотекарь сектора Краеведение Харченко И.Е.

Основа проекта – цикл краеведческих бесед, на которых будет подача материала по теме месяца, сочетающихся с интерактивами, участие в которых будет по «Пушкинской карте».

Проект может проводиться либо в индивидуальной форме, либо в командной. При индивидуальной форме участник будет накапливать призовые баллы ежемесячно и по сумме баллов принимать участие в итоговой супер-игре. При командной форме участия в проекте, ежемесячные интерактивы проводятся для двух-трёх команд. И в итоговой супер-игре принимают участие игроки команды, набравшей наибольшее количество баллов в период проведения проекта

5.«Друг из приюта». Экологический проект. Щёлковская библиотека семейного чтения. Ведущий библиотекарь Макарова С.А.

6.«Хочу всё знать». Медвежье-Озёрская сельская библиотека». Библиотекарь 1 категории Тёплая Е.С.

7.«Библиотечный журфикс». Проект по профориентации подростков. Фряновская библиотека №3. Ведущий библиотекарь Ратникова С.А. библиотекарь Стригулина Е.С., библиотекарь Смайлов Р.А

8.«Просвещение. Педагогическое пространство». Социально-педагогический проект. Щёлковская центральная библиотека. Зав. Отделом обслуживания Платонова Е.С.

9.«КНИГОсветное путешествие». Щёлковская центральная библиотека Гришина А.Ю.

Побывать в разных странах мира и познакомить ребенка с историей, культурой и бытом других народов. Тем самым прививая в ребёнке уважение к людям живущих в других уголках Земного шара.  Начать путешествовать, можно и не выходя из дома, а с героями из произведений детской мировой литературой

10.«По России за игрушкой». Щёлковская детская библиотека. Поднебесная А.А. Сапунова М.Е. до 01.09.2023

Потребность в методических рекомендациях по проведению занятий и мастер-классов для детей с ОВЗ в библиотеке. Разработка и апробация сценариев библиотечных мероприятий для детей с ОВЗ и методических рекомендаций по их проведению и адаптации.

1. Проведение систематических литературно-творческих занятий и мастер-классов для детей с ОВЗ.

2.Создание технологической карты с пошаговым описанием изготовления игрушки к каждому занятию

11.«Время взрослеть - старт в будущее». Щёлковская юношеская библиотека». Вед. Библиотекарь Репина С.В., библиотекарь Егоров А.А.

12. «Страницы памяти». Щёлковская центральная библиотека.

Вед. Библиотекарь Калинина Н.И., ведущий программист Ермолаев Р.Н.

13.«Бесконечная история».  Щёлковская детская библиотека. Зав. библиотекой Южанина О.С., вед библиотекарь Ракитская О.А., вед. библиограф Коберник О.А., библиотекарь Поднебесная А.А., библиотекарь Сапунова М.Е.

14.«Культурный код-Формула призвания». Вед. библиотекарь Столярова Н.С., Вед. библиотекарь Теплякова Н.С., Вед. библиотекарь Попкова Л.В.

15.«Задушевное чтение». Медвежье-Озёрская сельская библиотека. Библиотекарь Таратинская Л.В.

16.«Мы отдыхаем летом!». Щёлковская центральная библиотека. Зав. отделом обслуживания Малышева А.Н., гл.. библиотекарь Харченко И.Е., библиотекарь 1 категории Сальникова Анастасия Фаиговна.

17.«Герои русской истории». Щёлковская юношеская библиотека. Зав. библиотекой Тихонова А.В., вед. библиотекарь Архирей Т.В